Беседа с детьми подготовительной к школе группы
«Люблю я Пушкина творенья»
Приоритетная образовательная область – познавательное и художественно-эстетическое развитие Тип ОД: интегрируемая.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игровая
Форма проведения ОД: тематическое
Формы организации: фронтальная
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель – приобщение детей к словесному профессиональному искусству через ознакомление с его лучшими отечественными образцами.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с трудом гражданина нашей Родины, человека творческой профессии – поэта Пушкина, результатом его труда – книгами, познакомить с биографией писателя.
Предшествующая работа: Дети слушали произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане…», беседовали и рисовали по его содержанию, Заучивали отрывки из этой сказки, стихи Пушкина – «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», а также отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» – «У Лукоморья дуб зелёный…», «Ветер, ветер, ты могуч..».
Материалы к занятию: Портреты А.С.Пушкина и Николая Андреевича Римского-Корсакова, иллюстрации Белочки, Богатырей, Царевны Лебеди, «У лукоморья дуб зелёный», портрет семьи Пушкина, «Сказочные ворота»,
аудио-отрывки из произведения Н.А.Римского-Корсакого «Три чуда»
Ход ОД
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Вводная часть
Создание мотивационного фона
2 мин. |
– Ребята, сегодня с вами мы попадём в волшебный мир. А чтобы вы поняли, что это за мир. Я предлагаю отгадать загадку, хотите? Загадай, Оля, пожалуйста! Кто написал эти слова?
– Совершенно верно! Вот его портрет! (показываю на экране) А кто это: Александр Сергеевич Пушкин? – Правильно. А Вы уже знаете какие-то его произведения? Замечательно! И сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир пушкинской поэзии. А путь туда лежит через волшебные ворота… |
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Оля читает отрывок: «Ветер, ветер! Ты могуч …» Ответы детей: – Александр Сергеевич Пушкин – это великий русский поэт и писатель, который родился, жил и писал в нашей стране. – Знаем, стихи «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», отрывки из его больших поэм , «Сказку о царе Салтане…» |
II.Совместная продуктивная деятельность
15 мин. 1 часть – 7 минут Игра малой подвижности
2 часть – 8 минут – гостиная – биография
3 часть – «У лукоморья дуб зелёный..» П/и игра «Мышеловка» |
– Посмотрите, как здесь красиво! По какому произведению А.С.Пушкина вы рисовали эти рисунки? Кто скажет её полное название?
– Давайте поиграем? Нужно назвать героев этой сказки – и бросить мяч следующему игроку. – Вот как много героев в этой сказке!А какой момент в «Сказке о царе Салтане..» вам нравится больше всего? – Да, эта сказка непростая! Вот скажите: 1. Почему царевна Лебедь помогала Гвидону? 2. Почему сватья баба Бабариха и сестрицы обманули царя: наговорили, будто у царицы родился не Гвидон, а неведома зверушка? 3. Зависть – это хорошее чувство?
4. Почему сватья баба Бабариха, ткачиха и повариха не хотели, чтобы царь поплыл на корабле на остров Гвидона? – А сейчас проверим, кто внимательный. В этой сказке есть ТРИ ЧУДА, которые появились во граде Гвидона. Что это за чудеса? – Я приготовила вам сюрприз: новые загадки! Это отрывки из оперы русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. Если правильно сумеете отгадать, о каком чуде из «Сказки о царе Салтане» прозвучит музыка, то откроется картинка этого героя. Слушание отрывка «Белка» – Про какое чудо отрывок? Все согласны, что это белка? Почему?
Картинка открылась – значит, правильно! Кто хочет рассказать момент сказки о белочке-затейнице? – А теперь – второй музыкальный отрывок! Про какое он чудо?! Слушание отрывка «Богатыри» Почему это богатыри? Правильно отгадали – открылась картинка-отгадка. Как говорилось в сказке о богатырях? – И третья музыкальная загадка: Слушание отрывка «Царевна Лебедь» . Как вы догадались, что это музыка про Царевну Лебедь? Правильно отгадали – вот картинка. Кто расскажет, как описывал Царевну Лебедь Пушкин? Вы молодцы! И я приглашаю вас в маленькую гостиную. Как вы думаете, кто эти, изображённые на картине люди? Это семья, в которой вырос Александр Сергеевич Пушкин. Его мама – Надежда Осиповна Пушкина, отец – Сергей Львович Пушкин, сестра Ольга и брат Лев. А это сам А.С.Пушкин, когда был маленький. Тогда его называли просто Сашей. Знаете, в каком городе он родился? (в Москве). В прошлом году исполняется 220 лет со дня его рождения. Отец Пушкина тоже писал стихи. К ним в гости часто приходили писатели и поэты. Но особенно маленький Саша любил слушать р.н.п. и сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Пушкин, когда стал взрослым, стал и сам сочинять стихи и сказки. Больше о его жизни вы узнаете в школе. Но уже сейчас мы знакомимся с его произведениями. Ведь книги Пушкина – это словесное искусство. Они отличаются красотой русского языка и так талантливы, что их учат наизусть не только у нас в России, но и очень любят во всех странах мира. Пушкин – гордость России. Мы гордимся великим русским поэтом Александром Пушкиным, который родился, жил и писал в нашей стране. – А в каком произведении Пушкина рассказывается о его волшебных сказках? Кто его хочет рассказать? Посмотрите, на звук этих замечательных стихов, к нам пришёл Кот из сказки! |
– по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди!» Игра «Назови героев сказки»
Дети называют, что им нравится в сказке.
– Потому что Гвидон спас царевну Лебедь от коршуна. – Они завидовали, что их сестра вышла замуж за царя и живёт в богатом дворце.
– Это очень плохое, некрасивое, вредное чувство. Добрые люди радуются, когда у их близких хорошо идут дела, а не вредят. Зависть всегда плохо кончается. – Они боялись, что об их обмане узнают и их накажут…
Дети объясняют: Белка-затейница, 33 богатыря и Царевна Лебедь.
– Музыка будто рисует, как снуёт белочка. Главную партию тут исполняет флейта. А ещё слышно напев р.н.п.«Во саду ли, в огороде», о которой говорит в сказке Пушкин. Дети рассказывают отрывок: «Ель растет перед дворцом…»
– В музыке слышится, как тяжело идут витязи-богатыри и шум «бурливого» моря.
Дети рассказывают отрывок: «Море вздуется бурливо….» – Музыка похожа на всплеск воды, как будто воду стряхивает с себя лебедь. Дети рассказывают отрывок: «Лебедь тут, взмахнув крылами…»
– «У Лукоморья дуб зелёный» Ребёнок читает произведение наизусть. Воспитатель надевает мальчику шапочку Кота. И ребёнок предлагает поиграть в свою любимую игру – «Мышеловка». |
III. Заключительная часть.
3 мин. |
– Хорошо поиграли! Расскажите, о ком мы говорили? Какое его произведение вам нравится больше и почему? Что нового узнали о Пушкине? Что хотелось бы ещё узнать? Да, сегодня мы побывали в волшебном мире пушкинских сказок. А когда пойдём на прогулку, то, может быть, кто-то из вас вспомнит его стихи о природе. | Мы говорили сегодня о великом русском поэте А.С.Пушкине.
Дети высказывают своё отношение к тому, что они узнали, и о чём хотелось бы узнать ещё |