Проект “Удивительная Земля”

 

Вашему вниманию – долгосрочный познавательный проект «Удивительная Земля»            Место проведения: Детский сад №20 «Островок» г.Вольска                                                                                      Выполнила: воспитатель Баженова Наталья Александровна                                                                                           Время проведения: август 2019г. – март 2020г.

Содержание:

Введение  ……………………………………………………………………………….  3

  1. 1. Актуальность вовлечения детей в целеполагание в учебной деятельности ……3

1.2. Цель и задачи проекта «Удивительная Земля»  …………………………………..  4

  1. Этапы осуществления проекта: …………………………………………………….. 6
  2. «Марианская впадина».
  3. «Амурский тигр – редкий зверь нашей планеты»
  4. «Палеонтология в картинках»
  5. «Бермудский треугольник»
  6. «Красная книга»
  7. «На Амазонку к чёрным кайманам»
  8. «Матушка-Волга»
  9. Заключение. Приключения продолжаются ……………………………………….. 9

1.1. Учебная деятельность – «это деятельность, сознательно направленная обучающимся на осуществление целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве  своих личных целей» (Д.Б.Эльконин). Главное в учебной деятельности – это цель деятельности ученика, цель учебной деятельности. Важным является и умение самого обучащегося ставить цель.

Целеполагание – это процесс построения реалистичных, детализированных планов, основанный на способности субъекта самостоятельно формулировать познавательную цель и удерживать её на основе выбора учебных действий. Уровень развития у обучащихся целеполагания выступает важнейшим показателем сформированности учебной  деятельности.

Несмотря на значимость процесса целеполагания, в традиционной системе обучения детей обычно не включают в процесс целеполагания: педагог сам выстраивает иерархию целей. Однако такая деятельность не может быть полноценной , т.к. для развития личности ребёнка необходимо, чтобы он был деятельным, преследуя свои собственные цели, а не цели, навязанные воспитателем и не ставшие для него личностными. Даже когда педагог и ребёнок вместе ищут ответ на один и тот же вопрос или делают открытие, все равно у них разные роли и цели. Кроме того, решающее значение имеет характер цели ребёнка: она порождена стимулами или мотивами. Результат будет, если деятельность не навязывается, а порождается познавательной целью обучающегося.

Вовлеченность в процесс личностного целеполагания включает:  1) умение формировать цель образовательной деятельности; 2) умение строить иерархию целей; 3) умение выделять задачи по достижению цели; 4) умение выбирать личностно-значимую цель. Притом оптимистический настрой обучающихся на прогностическую деятельность составляет благоприятную почву для включения их в полноценное целеполагание. Важную роль играет обучение дошкольников самостоятельной постановке целей, в процессе которого учитываются и развиваются их индивидуальные особенности. Это становится возможным при достаточно высоком уровне развития самосознания ребёнка.

Важным моментом в формировании у детей умений целеполагания является внедрение целепорождающего, в отличите от целенавязывающего, обучения, когда воспитатель заранее определяет цели обучения, а также выбирает методы и приёмы, создающие условия, при которых у ребят происходит порождение цели. Если один ребёнок ставит цель «заслужить похвалу», другой – избежать порицания, третий – провести время, четвертый – найти ответы на свои вопросы, то невозможно в таких условиях организовать качественную работу всей группы и формировать коллектив. А вот когда воспитатель обеспечивает порождение единой цели, то это уже основа для сплочения коллектива, так как обеспечивается коллективная деятельность всей группы.

Ярким примером целепорождающего обучения детей является участие их в  проектах, организованных по их же инициативе, основанных на их индивидуальных склонностях и интересах. Таковым как раз и является предлагаемый вашему вниманию информационно-практико-ориентированный проект «Удивительная Земля», инициированный воспитанником нашей подготовительной к школе группы «Звездочёты» Артёмом Фроловым и увлечённо подхваченный коллективом группы.

1.2. Цель проекта была сформулирована самими детьми: Узнать больше об интересных местах, существах и явлениях нашей планеты. /Формирование первичных представ­лений о природном многообразии планеты Земля./

Задачи:

* Основная – удовлетворить возникшую потребность  детей – расширить знания об удивительном, многообразном мире природы нашей планеты

* Решаемые взрослыми:

  1. Развивать любознательность и познаватель­ную мотивацию – помочь детям исследовать окружающий мир.

2. По­ощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

* Определённые детьми:

  1. Изучить загадки самой глубокой точки планеты – Марианской впадины.
  2. Узнать об амурском тигре – редком звере нашей планеты
  3. Как учёные изучают прошлое Земли?
  4. Разгадать тайны Бермудского треугольника
  5. Узнать, что такое «Красная книга»?
  6. «Отправиться» на Амазонку к чёрным кайманам»
  7. Узнать, есть ли что-то удивительное в нашем краю

Тип проекта:  

по ведущему методу – информационно-практико-ориентированный.                                                                                по содержанию – «Ребенок и окружающий мир».                                                            

по характеру участия ребенка в проекте: ребёнок  – участник проекта от зарождения идеи до получения результата.                                                                

по характеру контактов: внутри одной возрастной группы (6-7 лет)                                                                                  по количеству участников: фронтальный (24 ребёнка)                                                    

по длительности: долгосрочный (октябрь-март)    

Проблема: «Земля таит загадки»                                                                                                                                                  Защита (итог) – создание электронного фотоальбома с изученным материалом «Удивительная планета Земля»                   

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Звездочёты», воспитатель группы Баженова Н.А., родители

 

  1. Этапы осуществления проекта
Образовательная область Тема Содержание работы Сроки
Познавательное развитие 1. «Загадки самой глубокой точки планеты – Марианской впадины» (10994м) Инициатор – Артём Фролов

Презентация воспитателя по данной теме: рассказ, демонстрация фильма и иллюстраций

август 2019
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Чудо существа Марианской впадины» Дети отобразили полученные знания и впечатления в образных формах   сентябрь 2019
Познавательное развитие Просмотр фильма о мегаладоне Проект «подхватил» Миша Казьминов, который скачал для ребят в интернете фильм о мегаладоне – исполинской древней акуле, зубы которой находят в этом уникальном месте сентябрь 2019
Познавательное развитие Дид.игра «Раз, два, три – на глобусе, карте покажи!» Игра

Дети увлечённо используют для подробного изучения лупу, сравнивают изображение одного и того же места на разных картах

 
Познавательное развитие 2. «Амурский тигр – редкий зверь нашей планеты» Накануне, 29 сентября, в России, в городе Владивостоке, отметили День амурского тигра. Ребятам узнали много интересного об этом самом крупном подвиде тигра, которым гордится наша страна. Они увлечённо рассматривали Красную Книгу (раздел «Заповедники России»). Искали ареалы обитания зверя на карте и глобусе. Отмеряли сантиметровой лентой длину его тела. А также посмотрели фильм о тигре. Не оставили детей  равнодушными и меры  к браконьерам, пренебрегающим защитой амурского красавца.

 

30 сентября 2019
Познавательное развитие 3. «Палеонтология в картинках» Головокружительное путешествие назад во времени совершили дети благодаря книге «Палеонтология в картинках». Подготовишки познакомились с удивительными доисторическими существами: от грозных саблезубых тигров и исполинских динозавров до первых живых организмов в природе. Учёный-палеонтолог Ирина Яковлева увлекательно рассказывает о каждой древней эпохе и объясняет, как люди изучают прошлое, а замечательный художник Рубен Варшамов подарил яркие образы давно исчезнувших миров. октябрь 2019
Художественно-эстетическое развитие Рисование динозавров Самостоятельная индивидуальная работа Ани Шумкаевой. Девочка очень увлечена динозаврами. Активно ищет фильмы о них в интернете. Знает названия их всех основных разновидностей. Увлечённо рассказывает об этих животных детям и воспитателю. Много рисует динозавров,  ящеров и других доисторических животных в разных ракурсах и стихиях в любую свободную минутку. ноябрь 2019
Познавательное развитие 4. «Бермудский треугольник» Следующим поражающем воображение местом Земли – стал загадочный Бермудский треугольник, о котором рассказал ребятам Артём Фролов. Дети находили в интернете фильмы об этом таинственном месте, а также играли в морские путешествия. декабрь 2019
Познавательное развитие 5. «Красная книга» ·         Накануне 11 января – Дня заповедников и национальных парков в России – ребята познакомились с «Красной книгой РФ» (раздел – заповедники России) Были систематизированы знания детей о том, что такое Красная книга, почему она так называется; какие охраняемые Книгой растения и животных знают ребята; названы причины, по которым эти животные и растения занесены в Красную книгу, осознали последствия исчезновения отдельных видов для природы,  повторили  названия некоторых исчезающих видов нашего региона. Были сделаны выводы, как мы можем повлиять на окружающую среду, чтобы снизить риск вымирания растений и животных.

 

январь 2020
Познавательное развитие 6. «На Амазонку к чёрным кайманам» Шум прибоя возвестил ребятам о начале рискованного путешествия на Амазонку – самую большую реку Южной Америки:  азартное желание Артёма Фролова изучить чёрных кайманов на второй по длине реке на Земле после Нила ребята подержали с удовольствием. С корабля они попали в удивительные леса – джунгли – с хлопковыми деревьями высотой с пятиэтажный дом, деревьями какао, молочные деревья со сладким белым соком. Затаив дыхание, ребята узнавали  о хищных пираньях, электрических скатах и огромных удавах – анакондах. А вот чёрных кайманов, ради которых отправились в «плавание»,  обнаружить не удалось: из-за ценной тёмной кожи этот крупный южноамериканский крокодил семейства аллигаторовых практически полностью истреблён браконьерами. И сейчас занесён в Красную книгу IUCN . (Но встречается ещё в некоторых странах, например, в Бразилии) февраль 2020
Познавательное развитие 7. «Матушка-Волга» А вдруг и в Волге, на берегу которой стоит наш родной город, есть что-то необычное? Ребята решили открыть удивительное рядом. Оказалось, родная Волга – рекордсмен по длине среди рек Европы – 1360 км. Начинается из ключа в Тверской области и впадает в Каспийское море. По берегам расположены известные города – Нижний Новгород, Саратов, Казань, Самара. Ребята узнали о почитании россиянами великой реки, часовне у её истока, об экологической и  транспортной роли реки-труженицы. Спели песню о Волге и любимом городе. март 2020

 

  1. Приключения продолжаются

 Азартная жажда познаний о чудесах окружающего мира Артёма Фролова заразила всех ребят подготовительной группы «Звездочёты». Коллектив ребят подобрался  активный и любознательный. И дети с удовольствием пошли за лидером-«Знайкой», став ему не только партнёрами, но часто и соперниками по придумыванию новых целей открытий, которые коррелировались педагогом.

Одна за другой у детей стали рождаться идеи расширения интересующих тем и способов её решения и отображения. В таблице этапов работы над проектом отражены только основные шаги. Однако в действительности работа пронизывала почти всё время: периодически дети вновь и вновь возвращались и к пройденным этапам. К поиску заинтересовавшей  их информации дошкольники привлекали не только педагога и родителей, но и старших братьев и сестёр.

В группе работа велась не только всем коллективом. Иногда она приобретала индивидуальные черты, продолжаясь особенностями, личными интересами и талантами отдельных детей. Информация регулярно выкладывалась на страничку детского сада №20 «Островок» в инстаграме.

Впитывание знаний по темам, затребованным самими детьми, шло увлекательно и жадно.  Поставленная проблема успешно решена. «Подготовишки» не только расширили знания о природном многообразии планеты Земля: в результате своих изысканий дети с удовлетворением отметили: чудесам на Земле нет конца – их хватит ещё и для изучения в школе. А уже сделанные открытия было решено объединить в фото-альбом «Удивительная Земля» на память. Ребята поблагодарили друг друга и взрослых за плодотворную работу и признались, что теперь всегда отмечают для себя то интересное о планете, что встречается им. А альбом, отметили дети, можно теперь не только просматривать им самим, но и передать следующим группам, чтобы более младшие дети тоже заинтересовались темой и смогли продолжить изучение нашей удивительной планеты. И теперь , по окончании проекта, нам хочется  перефразировать замечательное высказывание Л.Н.Толстого : «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мыслью и своих действий, а не памятью.

Литература:

  1. Ю.А.Егорова «Проблема целеполагания в учебной деятельности и подходы к её решению» , 2016, https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tselepolaganiya-v-uchebnoy-deyatelnosti-i-podhody-k-ee-resheniyu/viewer 2. «Заповедники России. Красная Книга», ред. Р.Фасхутдинова, М., 2018.
   
0 0 vote
Article Rating
Subscribe
Подпишитесь на обсуждение по e-mail!
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Перейти к верхней панели